Боли за рулем: что делать
Проводить много времени за рулем — необходимость для многих людей. Долгое сидение в одном положении имеет свои последствия — боли в шее, спине, плечах, руках, ногах и других частях тела.
В этой статье мы разберем причины появления болей при вождении и дадим несколько советов и упражнений, чтобы снять возникшую боль. Сразу оговоримся, что рассмотрим проблемы, вызванные статичным положением тела во время езды.
Почему возникают боли при вождении
Давайте еще раз разберемся, боли в каких местах, могут появиться при длительном вождении:
- шея,
- плечи и руки,
- спина (грудной и поясничный отдел),
- таз (ягодицы, крестец),
- ноги (в основном бедра),
- голова,
- глаза.
Независимо от локализации — основной причиной является спазм мышц.
Спазм мышц вызывает боль в месте возникновения, а также воздействует на другие системы и органы организма. Так, например, при спазме в области шеи ухудшается кровоток головного мозга, что может вызвать головные боли, утомляемость.
Со временем напряжение мышц начинает сказываться и на функции суставов. Суставы — драйверы по отношению к глубоким мышцам, заставляющие их напрягаться до состояния спазма. Это происходит бессознательно, и может длиться месяцы и годы, приводя к суставным блокам и артрозу.
Могут страдать и нервные структуры. При этом боль и онемение будет в ногах, несмотря на то, что их причина кроется в спине.
В случае с тазом и нижних конечностей, помимо спазма мышц, еще имеет значение ухудшение кровообращения в данной области ввиду длительного сидения при вождении — вены и лимфатические сосуды сильно сдавлены при сидении в водительском кресле. Кроме того, при сидении уменьшается сила движений главного насоса тела — диафрагмы.
Глаза же в основном устают из за длительного зрительного напряжения, но проблемы с шеей также могут усугубить ситуацию.
Откуда появляется спазм мышц
Для управления автомобилем необходимо использовать обе руки и по крайней мере одну ногу, следовательно, поза управляющего автомобилем достаточно однообразна. Мышцы тела таким образом находятся в постоянном напряжении, а любое длительное напряжение вызывает спазм. Спазм в свою очередь вызывает боль.
Теперь разберем откуда появляется постоянное напряжение в мышцах.
Для сохранения вертикального положения тела при вождении необходима организованная работа мышц (несмотря на возможность опоры на спинку сиденья). Участвуют даже не отдельные мышцы, а мышечные цепочки, стабилизирующие корпус и позволяющие водителю оперировать руками и ногами — без этого водитель просто завалился бы на бок. Такое длительное и постоянное напряжение мышц в конечном итоге и вызывает спазм мышц.
Как избавиться от боли
С причинами разобрались, теперь перейдем к советам, которые помогут снять напряжение и боль в мышцах, в зависимости от локализации.
В спине
При болях в спине (в верхней части или пояснице) при вождении есть несколько советов:
1. Измените положение кресла
Данный совет лежит на поверхности — если нельзя изменить положение тела, то положение сиденья изменить вполне возможно. Даже слегка перемещая сиденье вперед или назад, чуть выше или ниже, мы способствуем перераспределению нагрузки. От этого мышцы, которые были напряжены могут хотя бы отчасти расслабиться.
Как это работает
Механизм, удерживающий тело в вертикальном положении действует исходя из условий опоры. Изменение состояния опоры даже в небольшой степени, передает нагрузку по удержанию тела другим мышечным группам автоматически, непроизвольно, что существенно изменяет напряжение мышц. Это и способствует уменьшению болей в спине при вождении.
2. Используйте поясничную поддержку
Большинство современных автомобилей оснащены устройством поясничной поддержки. Эта специальная подушка в области поясницы может перемещаться выше и ниже, быть более или менее выраженной. Изменение ее положения наиболее сильно влияет на смену нагрузки на мышцы.
Если кресла автомобиля не имеют устройства поясничной поддержки, то можно использовать валик или подушку, подкладывая его под поясницу.
Как это работает
Валик подпирая позвоночник в области поясницы образует поддерживает поясничный лордоз (прогиб вперед). Он является основой гармоничных изгибов позвоночника и способен свести нагрузку до минимума. что поможет мышцам расслабиться
В голове, шее и плечах
Боли в шее могут начинаться буквально в течение 30 минут после начала путешествия и распространяться на голову и плечи. Эта неприятность может омрачить и испортить всю дорогу. Тем не менее в большинстве случаев вам поможет довольно простое упражнение.
Выполните наклоны головы
Необходимо сделать две серии наклонов:
Наклоны головы вправо и влево, задействовав верхнюю часть шеи и стараясь поднять как можно выше соответственно левое и правое ухо.
- Наклоны головы вправо и влево, задействовав всю шею и стараясь приблизить к плечу соответственно правое и левое ухо.
- Упражнения выполняются медленно, в ритме дыхания, на выдохе, после спокойного вдоха. Достаточно сделать обе серии по двадцать раз в каждую сторону, чтобы мышцы шеи существенно расслабились и боль ушла.
Примечание: Ни в коем случае не стоит делать упражнение за рулем во время движения! При физической нагрузке возможны осложнения вплоть до головокружений, потери ориентации и сознания.
Как это работает
Шейный отдел позвоночника состоит из двух функционально и структурно различных отделов — верхнего и нижнего:
- Верхний начинается от суставной части затылочной кости и идет до верхней части третьего шейного позвонка. Именно он обеспечивает львиную долю подвижности головы.
- Нижний отдел включает позвонки от третьего по седьмой. Он подвержен влиянию как со стороны грудного отдела, так и верхнего шейного.
Общая подвижность позвоночника поддерживаться за счет перераспределения нагрузки с заблокированных позвонков на подвижные с перегрузкой последних. Особенности строения шейного отдела позволяют ему компенсировать нарушения подвижности отдельных позвоночных сегментов при всех движениях кроме одного — наклона в сторону. При этой активности все связки и мышцы будут так или иначе растягиваться, даже у блокированных позвонков.
Если боли в шее стали повторяющимися — это верный признак необходимости обратиться к специалисту.
В ногах
Боль и онемение в ногах говорят о наличии хронического заболевания и для ее решения рекомендуется обратиться к врачу неврологу, остеопату или ортопеду. Но что делать, если проблема застала вас в дороге?
Надавите на грушевидную мышцу
Грушевидная мышца идет от крестца к бедру и расположена вблизи от седалищного нерва — самого крупного нерва ноги. Добраться до грушевидной мышцы нелегко, но попытаться стоит. Отчаянное положение требует отчаянных средств.
Этот маневр необходимо проводить только во время остановки!
Для начала в положении сидя необходимо найти тазобедренный сустав (ему соответствует костный бугор на боковой поверхности ноги в самом ее основании). Если продолжать двигаться пальцами вниз, то на нижней стороне, под ягодицей, можно нащупать еще один костный выступ. Его поверхность обращена вниз, к сиденью. С внутренней поверхности этого выступа будет ощущаться плотный, болезненный тяж. Это, как правило, и есть грушевидная мышца. Необходимо нажимать на этот тяж 2, 3 и 4 пальцами неподвижно, в течение хотя бы 2-х минут. Для этого нужно как бы сидеть на пальцах руки. Усилие должно быть умеренным!
Как правило, это помогает на несколько часов и боль не отвлекает от вождения на это время.
Как это работает
В нарушениях, которые вызывают боли и онемение ног участвуют, как правило, глубокие мышцы-стабилизаторы бедер. В положении сидя одна из них оказывается под угрозой спазма. Это грушевидная мышца.
Описанная выше техника позволяет на некоторое время снять мышечный спазм и восстановить кровообращение в мышцах и седалищном нерве. Это происходит в результате феномена мышечной интуиции. Народными целителями издавна было замечено, что длительное нажатие на болезненную мышцу вызывает ее расслабление и уменьшает боль. Исследованиями остеопатов ХХ века этот феномен был подтвержден и научно обоснован.
Общие рекомендации
Не забывайте делать перерывы при длительном вождении — 5-10 минут каждые 1-2 часа. За это время:
- разомнитесь, чтобы улучшить кровоток у онемевших частей тела;
- сделайте зарядку для глаз, чтобы снять с них напряжение;
- выполните рекомендации описанные выше для устранения боли и дискомфорта.
Что делать, если советы не помогли
Как правило с такой ситуацией сталкиваются водители, у которых есть выраженный позвоночный блок грудного отдела. Ситуация типична и встречается довольно часто. Это вторая причина болей в спине при вождении — постоянное нервное напряжение или другими словами «стресс».
Стрессовая реакция является очень древней. Она связана с тем, что глубокие отделы нашего мозга воспринимают любую опасность как угрозу физического уничтожения. В ответ на это происходит неосознаваемая реакция тела по принципу «беги или сражайся».
Что делать, если ни бегство, ни сражение невозможны? Именно эта ситуация характерна в период вождения: выход один — спрятаться. Для этого в теле запускается непроизвольная реакция, позволяющая ему сжаться до предела. Это происходит за счет уменьшения объема легких. Активируются сгибатели туловища и мышцы выдоха. Ребра опускаются, грудной отдел позвоночника сгибается. Это состояние как правило задерживается надолго. В ответ на него происходит сокращение мелких мышц позвоночника, увеличивается давление на суставы позвонков. Это еще более увеличивает тонус до состояния спазма.
Как ни странно, выход тут довольно прост:
- Необходимо до максимума выдвинуть поясничную поддержку.
- Как минимум 20 раз вдохнуть так, чтобы в начале вдоха поднимались верхние ребра и грудина. Вдох должен быть полным и активным, выдох легким и пассивным.
Многие пациенты с удивлением обнаруживают, что вдохнуть таким образом они не могут, несмотря на прилагаемые усилия. Это говорит о том, что хронический стресс или как это называется в медицине аллостаз, очень силен. В этом случае без помощи врача-специалиста для коррекции позвоночных и реберных блоков не обойтись. В данной ситуации подойдет врач остеопат, досконально знающий функциональную анатомию и владеющий методиками коррекции позвоночных блоков.
Часто задаваемые вопросы
Купил(-а) новую машину и в ней все болит. Почему?
Это распространенная проблема. Объяснение простое — организм не привык к новым условиям и на адаптацию потребуется немного времени. Чтобы облегчить процесс, можно попробовать изменить положение кресла.
Можно ли выпить обезболивающие за рулем?
Кто-то так и поступает, но следует помнить 2 вещи:
- Перед применением лекарственных препаратов необходима консультация врача-специалиста.
- Это временное решение, которое не устраняет причину проблемы, а лишь скрывает ее.
Поэтому лучше обратиться к врачу, чтобы определить причину и устранить ее. Но как разовое решение, чтобы избавиться от боли можно воспользоваться обезболивающим.
Заключение
В заключение необходимо подчеркнуть, что мышечный спазм легче предотвратить, чем устранить. Поэтому помните о периодической смене положения сидения при вождении и применяйте его еще до того, как спина заболела.
Если же боли носят хронических характер, то в данном случае стоит обратиться к врачу. В данном случае, подойдет врач невролог или остеопат.
Пишите в комментариях, если у вас остались вопросы или есть предложения как можно улучшить статью.
0 комментариев